среда, 25 февраля 2009 г.

Мысли о детстве

Коллективный проект Мы - мамы устроил конкурс. Собственно объявлен он был уже достаточно давно, но я как обычно долго раскачивался. Вот раскачался. Конкурс называется "8 фактов о детстве". Посмотрим как получится фактами или просто рассказами. В общем дело было так...

Одно из моих первых воспоминаний - как я лет то ли четырех, то ли пяти от роду убегаю под стол, а следом за мной летит пластмассовый буратино неумело брошенный маминой рукой. За что? Хм... наверное нахулиганил сильно. Маленькие дети они же не специально хулиганят. Но при этом весьма успешно проказничают и выводят из себя взрослых. В качестве метательного снаряда эта игрушка оказалась не очень хороша и в меня не попала, зато у него отломилась голова. Далее воспоминания об этом событии идут фрагментами. Сначала как мама вместе со мной сидит под столом и мы вместе ревем. Следующий фрагмент - мы пытаемся с помощью расплавленной пластмассы приделать буратино голову обратно но у нас не очень получается... больше об этом событии я ничего не помню. А мама вообще не помнит что такое было.

Еще более раннее и более короткое воспоминание. Мама тогда после института работала в колхозе агрономом. Короткое, но очень яркое воспоминание я сижу в телеге с охапкой стеблей гороха и пытаюсь расковырять гороховые стручки. Мама пытается приделать к телеге отвалившееся колесо, а лошадь запряженная в телегу оглядывается назад и тихо фыркает. А может и не фыркает, но назад она оглядывалась точно.

Кроме воспоминаний из того возраста еще сохранились истории. Я их не помню, но они столько раз пересказывались родителями и бабушками с дедушками, что воспринимаешь их так словно оно точно было. Это и игры на куче зерна, и стук кулаком по столу с восклицанием "моя мама луцсе всех", и то как меня потеряла бабушка. А уж сколько всего мы маленькими творили вместе с двоюродными сестрами, примерно моими ровесницами... Бедная бабушка у которой мы собирались втроем... Но ладно не буду отвлекаться, все таки это не мои воспоминания, хотя и обо мне.

Что я помню еще. Пожалуй это печка. Обычная голландская печь, которая имелась по меньшей мере в половине домов нашего села. Печь и дрова. Зима, но почему-то не помнится холод. Мне лет семь или восемь, а может и старше. Я возвращаюсь из школы, а родители пока еще на работе. Остывший дом, поленница дров на улице. Я набираю их в охапку и несу в дом, к печке. Укладываю в печь дрова, между поленьями вставляю лучины которые нащипал отец и зажигаю. Дверца печки открыта, а на поленьях начинает плясать пламя. Я сижу перед печью и смотрю...

Из воспоминаний детства больше всего вспоминаются книги, прогулки на природе, рыбалка и очень много труда. Лет в десять родители спокойно оставляли на меня все хозяйство - корова, поросята, куры и младший брат :) Хотя насчет брата полностью не уверен. И я не скажу что такое количество труда испортило мне детство, даже самые сложные, тяжелые и нудные действия превращались в игру.

Самым лучшим временем года конечно же было лето. Что такое лето? Лето это огороды и просто потрясающее количество свободы. Рюкзачок за спиной - в нем банка воды (да тогда еще не было пластиковых бутылок, совсем), книжка и садовый нож. Впереди весь день и необъятные просторы в радиусе километров 7-10 от дома. А еще можно было взять удочку и пойти на речку или поехать на велосипедах на пруд. Ну и что с того что на речке добычей будет десятка полтора пескарей, а на пруду хорошо если десяток карасиков. Дело то ведь не в этом.

А еще летом я был на море. Всего один раз, в последний год существования советского союза. В тот год зимой я долго болел (даже не помню уже что это было, скорее всего бронхит) и нам с мамой выдали путевку в Анапу. Четыре недели на море. Точнее это должно было быть 4 недели, но пробыли мы там всего три. Загрустил я на "далеких берегах". И прежде всего от отсутсвия молока которого дома выпивал по несколько литров в день. Но до преждевременного возвращения было еще много времени и я купался, загорал, ходил на различные процедуры и строил замки из песка. Именно на море я научился плавать...

Сейчас регулярно возникают мысли о том что надо бы съездить в Анапу, взглянуть на тот город уже взрослыми глазами, но через призму детских воспоминаний. А еще лучше поехать туда вместе с детьми. Смотреть на город, на море, на детей и видеть себя...

Той зимой когда я заболел - сначала долго находился дома, но потом меня все таки положили в больницу. Нет, я конечно и до этого лежал в больнице, но тогда я был совсем маленький и соответственно ничего об этом не помнил. А здесь в больнице, один без родителей. Даже больница была для меня светлым местом несмотря на уколы 4 раза в день, несмотря на невкусные лекарства и неприятные процедуры. Там я научился плести чертиков и попугайчиков из капельницы. В больнице я первый раз попробовал красную икру (ее приносили кому-то из нашей палаты). В больнице я первый раз спал стоя - когда меня и еще одного мальчишку за хулиганство ночью поставили стоять у стены возле стола дежурной медсестры. Даже больница была для меня светлым местом...

Что помнится еще? Немного школа, но это уже старшие классы и пожалуй это не назовешь детством - скорее отрочеством.

Помнится как мы с другом пошли встречать корову из стада и я упал в большую лужу. Какая-то женщина меня оттуда достала, отмыла в бане и завернутого в одеяло отнесла родителям. Мама потом долго еще говорила при ее виде - "вот твоя спасительница идет" - и улыбалась.

Помнится как я сбегал из детского сада после прогулки и бежал или к деду, работавшему на пожарной станции метрах в трехстах от детского сада, или к бабушке, работавшей на животноводческом комплексе в двух или трех километрах от детского сада. Помню как я сижу в комнатушке на пожарной станции рядом с дедом и смотрю телевизор, а потом замечаю как по пустырю отделяющему пожарную станцию от детского сада идет воспитательница. А затем мы вместе с ней идем обратно. Помню как лет в шесть в детском саду работницы детского сада меня сажали на стул, давали книжку, рассаживали вокруг детей и пока я читал сказку бегали в магазин... Сколько таких воспоминаний... И хотя много таких воспоминаний в которых я совсем один, все равно мама и папа рядом, ну а если не рядом, то они все равно меня ждут и любят.