среда, 23 февраля 2011 г.

Мысли об учебе, учебных заведениях и системности

Каждый раз на этом месте:
Многим украинским предпринимателям может пригодится перевозка негабаритных грузов - срочная доставка грузов, писем и бандеролей.
Совершенно случайно наткнулся на пост Фрица Моргена о школе. А в нем была ссылка на ролик Анатолия Вассермана тоже размышляющего о школе. Краткая выжимка:
1. Все предметы сильно связаны и переплетены друг с другом.
2. Изучать предметы в "неправильном" порядке неэффективно.
3. Только профессионалы могут определить правильный порядок изучения материала.
4. Американская система образования неэффективна.
Вывод. Изучение предмета принесёт пользу только в том случае, если вы будете изучать его не самостоятельно, а в порядке, предписанном специалистами.
Да, это все замечательно если изучать в правильном порядке и системно. Вот только много ли вы видели системности в наших школах?
Про себя могу сказать что мне необычайно повезло со школой. У нас были замечательные учителя по русскому языку и литературе, по математике (алгебре, геометрии), по химии-биологии. Хороший учитель по физике и астрономии. Нам действительно дали большой багаж хорошо увязанных знаний. Но при этом история и иностранный язык были ниже плинтуса. А физкультура и музыка стояли как-то особняком и не были увязаны со всем остальным.

Но все таки в школе была хоть какая-то система. Хотя даже самая лучшая система идет вразнос при не очень хороших учителях. А что же в ВУЗе? В вузе если и была системность то только в первые два года - когда преподавались общие дисциплины. Кстати разброд и шатания были уже и здесь, но подготовленный сильной школой я их проскочил.

Начиная же с третьего курса почти все пошло вразнос. Такое ощущение что большинство преподавателей либо не понимало связи с другими дисциплинами, либо просто тянули одеяло на себя. Временами я даже жалею время потраченное на высшее образование. Все что мне пригодилось в дальнейшем свободно можно было уместить в один курс. А вот действительно актуальные знания и навыки были получены мной самостоятельно. И дались они мне большой ценой. Кстати к учебе они не имеют ни малейшего отношения.

Но возвращаясь к Вассерману и Моргену. Каждый из них по своему прав и каждый допускает ошибки. Ребенку тяжелее учиться без помощи взрослого. Или нет, не так - с правильной помощью грамотного взрослого ребенку учиться значительно легче.

Те кто считает что дети ленивы по определению - ошибаются. Дети очень сильно тянутся к знаниям, но они должны видеть, чувствовать ценность этих знаний. Просто поглощать в себя бесконечное количество "малоценной" информации им неинтересно. Дайте им не просто задачки, а практические и интересные. Простой пример сегодняшнего вечера - играли в монополию вместе со старшим сыном. С него берется рента в количестве 6 миллионов, на руках у него несколько денежных карточек. Нужная сумма была отсчитана без помощи родителей. Кстати первую игру выиграл именно он. Почти без подсказок :)

В общем как обычно поток сознания. Всем желающим подискутировать - добро пожаловать в комментарии :)